День рождения Георгия Данелия: «У меня было столько жизней, сколько и фильмов»
Подписаться
Анастасия ШрайберВсе материалыСегодня, 25 августа, культовому грузинскому кинорежиссеру исполнилось бы 94 года
Георгий Николаевич не любил давать интервью, но обожал свитера с горлышком, очки в темной оправе и кожаные куртки. Был очень любвеобилен, но часто сомневался в себе.
«Когда превозносят мое творчество, не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом примерно как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует и попросит выйти вон!» — писал он. /
Режиссер Георгий Данелия подарил зрителям самых трогательных киновлюбленных, пожалуй, самых незадачливых кавалеров, одиноких прохожих, неловких студентов и хронически непутевых супругов, которым сочувствовали все до одного.
Задумываясь о том, почему чаще всего главными героями его фильмов становятся мужчины, а не женщины, Данелия говорил: «Наверное, потому что я не до конца овладел своей профессией. Я беру то, что попроще. Потому что женщины для меня до сих пор создания загадочные. Я женщин очень люблю и боюсь в раскрытии их образов ошибиться. С мужчинами мне проще».
А в каждом мужском герое фильмов Данелия была чуточка самого режиссера. «Каждый мой герой каким-то образом, не в прямую, конечно, но так или иначе касается меня. Т. е. в нем есть и я, — признавался он. — Мое мироощущение, иногда и биография даже, частично характер. Во время работы над фильмом я невольно проигрываю все вместо героя. И те или иные поступки уже пропускаю через себя. Ну сколько я, 10 фильмов снял? Значит, я считаю, что у меня было 11 жизней. Одна моя собственная и десять, которые я приобрел». /
Но это было сказано Георгием Николаевичем всего лишь в середине его карьеры. С тех пор он снял еще немало фильмов, следовательно, и его жизнь, и его мироощущение только обогащались и обогащались.
Данелия был перфекционистом, писал книги, интересовался живописью, сам прекрасно рисовал, играл на гитаре, коллекционировал барабаны, но не любил флейту. С этой странной нелюбовью к инструменту связан один забавный случай, о котором рассказывал его коллега и друг, выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, который много с ним работал.
«Георгий Николаевич снял много картин вместе с композитором Андреем Петровым, — вспоминал Канчели. — И вот когда мы работали над фильмом «Не горюй!», Андрей Петров меня предупредил, что Данелия не любит флейту. У меня в оркестре было занято четыре флейтиста. Прошло много времени, я забыл об этом. И до записи Данелия подошел ко мне, отвел в угол и сказал: «Вот эти четыре человека, которые сидят, пусть уложат свои флейты в футляры, встанут и уйдут с записи».
Правда, потом Данелия флейту полюбил. «Поддаюсь музыкальному воспитанию», — шутил он. Кстати, позднее Канчели создал и преподнес в подарок режиссеру сочинение для струнного оркестра «Маленькая Данелиада». /
Любопытно, что у кумира миллионов был свой кумир. Георгий Данелия боготворил итальянца Федерико Феллини, который, по его словам, был ему дорог тем, что создал свой мир со своими героями, поднимал в своем кино серьезные глобальные вопросы.
«И при этом он был очень добрый, и с юмором. Для меня Феллини являлся кумиром, — говорил Данелия. — Я же работал в Италии. И мои друзья Тонино Гуэрра и другие, они были друзьями Феллини. И они мне все время предлагали, мол, давай заедем к Феллини, познакомимся. Но я с ним не знакомился. Ну а вдруг, я думаю, он мне не понравится». /
Хотя знакомство между Феллини и Данелия все же состоялось, но по телефону. Увидев картину «Не горюй!» на одном из биеннале, Федерико был настолько очарован работой своего грузинского коллеги, что просто взял и позвонил Георгию Николаевичу.
«Данелия, это Федерико Феллини. Спасибо». — «Я счастлив», — ответил ему на это Данелия и добавил: «Чао!». В 1993 году Данелия полетел в Рим на похороны Феллини. /
Ну а самого Данелия, в свою очередь, боготворили таланты, которые он открыл. «Я его обожал, просто обожал. Если я чему-то научился по профилю кино, это все он», — говорил про Данелия его друг – актер и певец Вахтанг (Буба) Кикабидзе.
Кикабидзе снялся у Данелия в главных ролях в четырех фильмах: «Мимино», «Совсем пропащий», «Фортуна» и, конечно же, в эпическом «Не горюй!» Кстати, именно ленту «Не горюй!» сам режиссер называл своей главной и лучшей картиной.
Данелия вспоминал, как впервые позвонил Кикабидзе, чтобы пригласить его на кинопробы. «Я позвонил и сказал: «Можно Вахтанга?» Мне ответили: «Кого-кого?» — «Вахтанга!» — повторил я. — На том конце провода сказали: «Буба, кажется, тебя к телефону»».
«Данелия из ничего поднял очень серьезный вопрос, — рассказывал Вахтанг Кикабдзе о съемках фильма «Мимино». — Ну что там? Деревня, какой-то парень хочет летать, а у него только грязный дырявый вертолет. А Данелия поднял проблему нахождения человека на своем месте».
Фильм приправили грузинским пряным юмором, и комедия о простом летчике из грузинской глубинки, мечтающем о большой авиации, стала поистине большой картиной.
Своим актером-талисманом Данелия считал Евгения Леонова. "Женя был моим талисманом, но главное – он был камертоном. Он задавал тон стилистике – добрый, смешной и грустный", — говорил о Леонове Георгий Данелия.
Режиссер снимал Леонова во всех своих фильмах, с первой совместной работы и до смерти Евгения Павловича.
Георгий Данелия был режиссером, которого одинаково сильно любил и народ, и интеллигенция. Его называли философом с улыбкой на лице, с огромным багажом обаяния и человеческой мудрости, режиссером, способным из любой истории создать притчу, в которую безоговорочно влюблялся весь мир.
Самое интересно, что Данелия сначала окончил архитектурный факультет. И потом он не раз говорил, что архитектурное образование ему очень пригодилось для построения красивых и точно выверенных кадров. /
Кстати, Георгий Данелия охотно снимался в своих фильмах, аж в одиннадцати, но найти его среди эпизодических персонажей иногда крайне сложно.
Режиссера можно заметить в фильмах: «Я шагаю по Москве» — чистильщик обуви, «Мимино» — командир экипажа, «Кин-дза-дза!» — Абрадокс с планеты Альфа, «Осенний марафон» — немецкий офицер в кино по телевизору, «Орел и решка» — инженер-конструктор, «Паспорт» — араб с осликом, «Фортуна» — вор в законе и других.
Наконец, Георгий Данелия придумал свой уникальный жанр «лирическая комедия», в которой вроде все смешно, но и при этом – жутко грустно. «Комедия не обязана смешить», — утверждал мастер.
Георгия Данелия нет с нами уже пять лет. Но его фильмы, такие близкие, такие пронзительные и добродушные, будут жить с нами вечно. Ведь все это великий Данелия снял с огромной любовью. Он неоднократно повторял: «Я не снял все, что хотел, но снял только то, что хотел».
Источник: sputnik-georgia.ru