По делу «Грузия против России» Страсбургский суд выявил множество нарушений прав человека со стороны России
Европейский суд по правам человека опубликовал решение по делу «Грузия против России», которое касается нарушения прав человека в результате т.н. «бордеризации», начатой после конфликта 2008 года, — об этом говорится в пресс-релизе суда.
«Европейский суд по правам человека единогласно постановил, что имели место: нарушения статей Конвенции 2-й (право на жизнь), 3-й (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), первого пункта статьи 5-й (право на свободу и безопасность) и 8-й (право на защищенность частной и семейной жизни), 1-й статьи первого протокола конвенции (право собственности), 2-й статьи (право на образование), 2-й статьи 4-го протокола (свобода передвижения)», — говорится в пресс-релизе суда.
Согласно пояснению суда, вооруженный конфликт между Грузией и Россией в августе 2008 года привел к процессу, который начался в 2009 году и известен как «бордеризация».
«Она запрещает людям свободно пересекать административную границу между территорией, контролируемой Грузией, и поддерживаемыми Россией сепаратистскими регионами Грузии — Абхазией и Южной Осетией. Ситуацию называют «одним из самых болезненных наследий грузино-российского конфликта августа 2008 года»», — отмечается в пресс-релизе.
По пояснению суда, правительство Грузии утверждало, что люди были убиты при попытке въехать в Абхазию или Южную Осетию или выехать, а другие были арестованы, задержаны и/или подвергались ненадлежащему обращению за «незаконное пересечение» административной границы. Кроме того, по утверждению правительства Грузии, у людей отобрали землю, которую они использовали для земледелия, разлучили семьи, а детей заставляли выбирать между учебой на русском языке или долгими и опасными поездками для учебы в школе на территорию, контролируемую Грузией.
«Суд установил, что у него имеется достаточно доказательств, в частности, списки жертв, показания, информация СМИ и международные материалы, чтобы вне всякого разумного сомнения сделать вывод о том, что предполагаемые инциденты не были изолированными, а были достаточно многочисленными и взаимосвязанными, чтобы представлять собой паттерн или систему нарушений. Более того, очевидное отсутствие эффективного расследования инцидентов и общего применения мер в отношении всех лиц доказывало, что российские власти официально были толерантны к подобной практике», — отмечается в пресс-релизе суда.