25 февраля: один из самых тяжелых дней в истории Грузии и трогающий за душу дневник Маро Макашвили
25 февраля – один из самых тяжелых дней в истории Грузии. Именно в этот день российская Красная Армия вошла в Грузию и похоронила мечту грузин о свободе.
Почти весь февраль шли бои между грузинской армией и российской Красной Армией, во время одного из боев погибла красивая молодая грузинка Маро Макашвили, оставившая нам удивительный дневник.
Почему Маро Макашвили решила отправиться на войну — с такого вопроса мы начали интервью с историком Лашей Бакрадзе:
— Как патриотка Маро Макашвили видела, что решается судьба Грузии, и как сестра милосердия (как и многие другие) отправилась на фронт помогать грузинским бойцам.
— Можем ли мы считать Маро Макашвили собирательным лицом грузинской молодежи того времени?
— Нельзя сказать, что Маро Макашвили является собирательным лицом молодежи того времени, но впоследствии она стала в некоторой степени символической фигурой, которая не обязательно должна быть собирательным лицом, наоборот, символизированные фигуры обычно являются исключениями. Я всегда ищу дневники, заметки, воспоминания того периода. Сохранившиеся материалы по пальцам можно перечесть.
Возможно, Маро Макашвили стала популярной потому, что оставила нам такой трогательный дневник, где мы видим лицо этой молодой женщины, имевшей очень большие надежды. Из дневника видно, что у Маро Макашвили было много желаний и по всем правилам и законам у нее должно было быть счастливое будущее, если бы не наступление Красной Армии, положившее конец будущему не только Маро Макашвили, но и доброму будущему всего грузинского народа, создавшее 70-летнюю тьму, которая и по сей день лежит на нас тяжелым бременем.
— Отдало ли тогдашнее общество дань уважения Маро Макашвили?
— Надо подчеркнуть, что Маро Макашвили была из довольно известной семьи. Ее отец был очень известным писателем того времени, и эта маленькая девочка сразу обрела значимость символической фигуры. Мы знаем, что существует также стихотворение, написанное ее отцом, которое в то время стало очень популярным. Маро похоронили вместе с другими молодыми людьми, погибшими на войне (примерно на месте сегодняшнего парламента), но в то время события менялись уже так быстро, что, к сожалению, через 3-4 дня даже упоминание об этих героях было запрещено.
— То есть в советский период имя Маро Макашвили было табуизировано?
— Мое поколение разве что втайне знало их имена, в том числе Маро Макашвили. Я был молод, когда узнал о ней, и это произвело на меня огромное впечатление.
— Господин Лаша, что такое дневник Маро Макашвили, записи юной девочки или историческое сокровище?
— Когда дело касается Демократической Республики Грузия, нам не известны ни какие-либо дневники, ни тем более воспоминания. С помощью этого дневника глазами простой, юной девочки можно увидеть важнейший период Грузии, который до сих пор мало изучен. Дневник Маро — это воспоминание о прерванной истории, прерванной 25 февраля 1921 года.
— Насколько уместно было бы поставить Маро Макашвили рядом с героическими женщинами, известными в истории Грузии. Например, Майя Цкнетели, Тина Цавкисели и др.
— Я вообще не большой любитель героев и не сказал бы, что нужно ставить людей на пьедестал, чтобы чтить их память. Для меня Маро Макашвили – человек огромной ценности. Молодому поколению очень важно знать биографию Маро Макашвили и знать, что произошло в 1921 году, чтобы подобное никогда не повторилось.