Грузинские НПО обращаются к гендиректору организации по запрещению химического оружия, специальным докладчикам ООН и комиссару Совета Европы по правам человека

Несколько грузинских неправительственных организаций совместно обратились к генеральному директору организации по запрещению химического оружия (OPCW) , специальным докладчикам ООН и комиссару Совета Европы по правам человека в связи с «предполагаемыми серьезными нарушениями прав человека и возможным применением химических и экспериментальных веществ со стороны правоохранительных органов» во время демонстраций в Грузии.
Представители третьего сектора заявили об этом на состоявшемся сегодня совместном брифинге. Они призвали генерального директора OPCW использовать свой мандат и рассмотреть возможность направить в Грузию миссию по установлению фактов или проведению расследования.
«Переданная нами международным механизмам информация касается семи эпизодов масштабных акций, прошедших в Тбилиси в ноябре–декабре 2024 года, во время которых, согласно имеющимся доказательствам, правоохранители применяли химические вещества, в том числе смешанные с водяной струей химические раздражители, а также другие идентифицируемые или неидентифицируемые токсичные и экспериментальные соединения, которые вызвали у демонстрантов тяжелые и длительные повреждения здоровья.
Документированные НПО случаи, медицинские исследования, показания пострадавших и материалы расследования международных СМИ показывают, что примененные химические средства не имели временного и быстрого эффекта, напротив, выявленные симптомы — острые и длительные нарушения дыхания, химические ожоги, поражения нервной системы, нарушения зрения и другие проблемы со здоровьем фиксируются и спустя продолжительное время после применения химических средств. Это указывает на то, что использованные химические вещества и методы их применения выходят за рамки допустимых международными стандартами норм.
Пятидневное т.н. расследование СГБ и представленное «заключение» вместо ответов породили вопросы и сомнения и ещё раз показали, что в Грузии не существует механизма эффективного, независимого и надежного расследования. СГБ подтвердила, что в распоряжении МВД действительно было токсичное химическое вещество с кодом UN1710, и опровергла его применение в ночь с 4 на 5 декабря. Соответственно, без ответа остался вопрос — применило ли МВД данное химическое вещество в 6 других случаях? Расследование также не изучило должным образом и не обнародовало важную информацию, экспертные заключения, результаты лабораторных исследований и др.
С учетом вышеупомянутых обстоятельств мы призываем гендиректора OPCW использовать свой мандат и рассмотреть возможность направления в Грузию миссии по установлению фактов или миссии расследования. Параллельно мы обратились к специальным докладчикам ООН и комиссару Совета Европы по правам человека, чтобы в рамках своих мандатов они отреагировали, обеспечили международный надзор и содействовали установлению истины для защиты прав пострадавших.
Наша цель не только расследование возможных тяжелых нарушений, совершенных в прошлом, но и предотвращение будущего насилия, а также соблюдение фундаментальных принципов международного права в Грузии. Пострадавшие от химического отравления имеют право обладать полной информацией о примененных химических соединениях, чтобы получить адекватное лечение», — заявили представители НПО.