Габриэлюс Ландсбергис – Такое ощущение, что в Грузии наступает тишина – Какую цену имеет статус кандидата, если в Брюсселе не могут оказать влияние на подавление демократии?
Мы должны задаться вопросом, что иначе могла сделать Европа в отношении Грузии, — об этом в статье „Конец мечте о расширении?“ пишет экс-министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
„Ежедневно, в течение 237 дней, невзирая на погоду, грузинский народ опротестовывает хищение когда-то демократической и по-прежнему прозападной страны. Собрания на Руставели все больше и больше осложняются, однако они все равно собираются. Хотя, после начала акций протеста правительство не сидит без дела. Изначально они произвели аресты группы демонстрантов, а некоторых из них даже приговорили к многолетним срокам заключения. После того, как аресты не остановили протест, правительство начало штрафовать демонстрантов. Такое ощущение, что в стране наступает тишина. Когда-то активная страна, с разными политическими партиями, интеллектуалами и неправительственными организациями, сейчас походить на республику Центральной Азии, а не на ту, каковой она была в свое время: кандидатом на членство в Евросоюзе“, — пишет Ландсбергис.
Он также отмечает, что „изначально в Грузии и Европе многие верили, что несмотря на различия, „Грузинская мечта“ действительно была заинтересована в Европе“.
„Однако, сейчас выборы больше не являются представительными. Большое количество серьезных нарушений делает невозможным доказательство того, что грузинскому народу предоставляется право выбора. Искренне надеюсь, что оставшаяся часть оппозиции не примет участия в муниципальных выборах, назначенных на осень“, — считает бывший глава внешнеполитического ведомства Литвы.
По его словам, „должен быть поднять вопрос, что иначе могла сделать Европа?“.
„Бывший президент Совета Европы Жан Мишель пытался найти для „Грузинской мечты“ дипломатический выход. В случае изменения законов и остановки отката, Брюссель шире бы открыл свои двери. После Мишеля, интерес Европы, по-видимому, пропал. Не появилось никаких новых инициатив. Если не заявления Европейского парламента, можно сказать, что геополитическое влияние Европы в Грузии удалено вовсе“, — заявил Ландсбергис.
Он также пишет, что „сейчас грузинский народ чувствует, что Европа отвернулась ни от его правительства, а от него самого. Грузины еще помнят настроения 2008 года, когда Грузия действительно становилась частью НАТО и Евросоюза. Сейчас же он считают себя обманутыми и оставленными“.
„Какую цену в действительности имеет „статус кандидата“, если в Брюсселе не могут оказать влияния на подавление демократии? Возникает вопрос, может все это –фарс, и расширение – не реально. Европа хочет создать такое впечатление, якобы она готовится к расширению, реально же – обесценивает свои обещания по расширению. Реалистический подход к расширению не означает только публикацию время от времени „очень гневных“ „твиттов“. Это означает занятие четкой позиции во время прогресса, установление сроков и взятие на себя европейских обязательств по членству кандидатов в ЕС. Также это предполагает действия в случае отката“, — пишет бывший министр иностранных дел Литвы.