«Дворянство отказало ей в стипендии» — первая грузинская женщина-ученый, успешно работавшая в Европе
Научные работы и общественная деятельность грузин были темами, которые всегда обсуждались в высших кругах Европы. Особое место среди грузин занимает Барбаре Кипиани — внучка Дмитрия Кипиани.
Барбаре была одной из дочерей Николоза, сына Дмитрия Кипиани. Девушка родилась в Кутаиси 4 февраля 1879 года, однако выросла в дедовской семье в Квишхети. Из-за ситуации в семье Барбаре переехала в Батуми с сестрой и отцом. Вскоре в семье произошла большая трагедия.
После убийства Дмитрия Кипиани у Николоза возникли проблемы со здоровьем, и он уехал лечиться в Европу.
В семье Дмитрия Кипиани образование всегда было на первом месте. Барбаре с отличием окончила тбилисское училище Святой Нино. Закончив учебу в Грузии, она вместе уехала к отцу в Бельгию, где в 1902 году поступила на медицинский факультет Брюссельского университета.
Грузинская девушка во время учебы в университете удивляла всех своим талантом, поэтому, как студентке-отличнице ей была предоставлена возможность участвовать в международном конгрессе физиологов, проходившем в Брюсселе, где ее доклад произвел большое впечатление на европейских ученых.
Представительница аристократического рода, девушка вскоре стала ученым секретарем журнала «Ревю психологии» Брюссельского университета. Барбаре читала лекции в университетах Брюсселя, Парижа и Женевы. О ней писали и европейские издания.
Однако до этого грузинский публицист Реваз Габашвили писал в «Цнобис пурцели»: «Большой вклад в становление Барбаре Кипиани как ученого внесла польский профессор Иотико, которая пригласила Барбаре работать в своей лаборатории и оплатила ее обучение, когда ее исключили из университета за неуплату. Думаю, нашему обществу необходимо знать, что о внучке Дмитрия Кипиани, основателя дворянского банка, заботятся иностранцы, а дворянство отказало ей в стипендии».
Помимо научных работ, Барбаре Кипиани занималась также поиском произведений грузинского искусства, разбросанных по Европе, чтобы национальное достояние не было потеряно. В 1910 году она основала в Международном музее Брюсселя грузинскую секцию истории и этнографии народов мира. В Институте рукописей хранится обращение, написанное Барбаре Кипиани на французском и грузинском языках, в котором она призывает грузинское общество принять участие в создании музейной экспозиции.
В 1912 году, в связи с 25-летием со дня смерти Дмитрия Кипиани, Барбаре отправила телеграмму из Брюсселя в Тбилиси: «Я преклоняю колени у могилы моего великого деда с букетом, сплетенным печалей, пережитых за 25 лет». После этого Барбаре вернулась на родину. Она преподавала французский язык в гимназии грузинского дворянства в Тбилиси. Была помощницей Акакия Шанидзе и членом деятелей искусства союза Грузии, но в 1921 году, когда Россия снова оккупировала Грузию, была вынуждена вернуться в Брюссель.
В начале Второй мировой войны, в 1940 году, картвелолог Михаил Тархнишвили на свои средства для сохранения памятников грузинской культуры купил здание монастыря, где сохранил обнаруженные Барбаре Кипиани уникальные предметы, таким образом Барбаре создала грузинский архив.
Барбаре Кипиани умерла в 1965 году в возрасте 85 лет. Она похоронена в Брюсселе.